Давайте посмотрим возможности формата RAW на конкретных примерах.
Разумеется, есть у формата RAW и ограничения. Но в большинстве случаев фотографию, при создании которой были допущены ошибки, можно спасти. Экспокоррекцию относительно "безболезненно" можно вводить до 1-1,5, а в ряде случаев и до 2 ступеней в любую сторону. Установка баланса белого дело вкуса, и никаких ограничений тут нет вообще. Смаз от дрожания рук и промах автофокуса, конечно, исправить уже не получится никак, но большая часть технических ошибок начинающего фотографа вполне лечится при съёмке в RAW. Уже потом, задним числом, мы можем повторить операции фотокамеры, а если результат нас не устраивает, делать новые и новые "дубли". Самые совершенные RAW-конвертеры позволяют умно "подтягивать" детали в светах и тенях, регулировать контраст изображения, играть с резкостью, выставлять насыщенность и баланс белого как по типовым значениям, так и температурой в Кельвинах и просто "ткнув пипеткой" в заведомой белый участок фотографии. Заманчиво, верно?
Всё довольно просто. Дело в том, что RAW это даже не картинка вообще, в том смысле, что не графический формат. RAW это формат, в котором последовательно описывается яркость каждого пикселя матрицы фотокамеры. Это практически всё! Формат RAW содержит в себе массив данных о яркости принятого матрицей света. Всё остальное, включая цветовую информацию, появляется позже, при специальной программой, т.н. RAW-конвертером. Можно сказать, что уже после съёмки, неспешно, вдумчиво, удобно устроившись в кресле фотограф делает то, что при работе в JPG сделала бы его камера в момент нажатия на спусковую кнопку. Соответственно, основные параметры, которые фотограф выставляет в меню камеры, можно довольно легко менять. Это касается, прежде всего, экспозиции и цветового баланса.
Так чем же нам может помочь это чудо-формат RAW? И главное, что это такое?
Но вернемся из компьютерных дебрей к основной теме этого сайта фотографии. В частности, вспомним о несовершенстве наших камер. Каждый начинающий фотограф при внимательном просмотре своих шедевров огорченно качал головой, отправляя в корзину пересвеченные или слишком тёмные картинки, даже вполне достойные в художественном плане. Неправильно выставленный цветовой баланс не менее редкая проблема и головная боль фотографа-любителя, да и профессионала тоже зелёный оттенок кожи лица не понравится никому, если вы снимаете не для кинопроб "Аватара". Всемогущий Фотошоп, конечно, способен вылечить многие фотографии, но невредно помнить, что у любого, даже самого совершенного инструмента есть границы возможностей. Более того, сидеть безвылазно каждый вечер над сотней фотографий, выправляя хотя бы экспозицию и баланс белого, довольно рискованно вас когда-нибудь просто выгонят из дома.
Но дело в том, что снимок в RAW "хранит" больше информации, чем в распространённом графическом формате JPEG. Обработкой в RAW конвертере (регулировка контраста и яркость "в тенях") удалось проявить детали без ущерба для остальных зон фотографии.
Достоинства формата RAW наглядно демонстрирует этот сюжет. Слишком контрастная сцена; камера в автоматическом режиме устанавливает эспозицию по кирпичной стене, она экспонирована правильно. Детали черного мундира пропали, и никакой фотошоп не поможет из достать их просто нет.
Разумеется, производители техники позаботились о фотографах, и любая камера умеет снимать в формат JPEG (от названия организации Joint Photographic Experts Group). Формат (также встречается сокращение JPG) оказался удобным и стал стандартом для представления графики в интернете де-факто. Очень упрощенно можно сказать, что яркостная информация для каждой точки остаётся почти без изменения, а цветовая, которая и "придаёт веса" нашим фотографиям, подвергается значительно компрессии. Поскольку цвет не так бросается в глаза, как яркость, то и поступать с ним можно более вольно в блоках 2х2, 4х4 и даже 8х8 пикселей усредняется цветовая информация. Конечно, такое описание примитивно, но для общего понимания принципов нам пока достаточна. "Неподъёмная" картинка легчает на порядок и более. Кроме того, формат позволяет произвольно менять степень компрессии, добиваясь компромисса между размером файла и требуемым качеством. На практике, JPEG первого сохранения с разумным сжатием довольно сложно отличить от исходника даже специалисту при внимательном рассмотрении. Что ж, изобретателям зачёт.
Английское значение название формата RAW сырой, довольно точно описывает его суть. Давайте вспомним, что мы знаем об основных форматах изображения. Варианты TIFF (tagget image file) и BMP (bitmap picture), весьма распространённые в эпоху первых доступных компьютеров хорошо подходят для хранения изображений с большой битностью цвета, но обладают заметным недостатком большим размером файла. К примеру, TIFF-картинка без сжатия с не самой новой зеркальной фотокамеры Canon 40D весит порядка 40 Мб, и отправить друзьям по почте сотню картинок решится не каждый , а уж получить их сможет ещё меньшее число героев.
Экспокоррекция в штатном RAW конвертере (примерно 1,3 спупени EV) позволила вытащить "убитые" детали изображения в светлых зонах, вернув фотографии красоту и естественность. Заодно прорисовались детали на небе и на фасаде церкви.
На этой фотографии наглядно видно, какое заметное влияние на качество картинки оказывает неправильная экспозиция. Никакой фотошоп не поможет "вытянуть" пересвеченные детали в этих зонах просто нет информации. Благодаря формату RAW в специальной программе (RAW конвертере) фотограф может в некоторых пределах исправлять ошибки, возникающие при съёмке:
Но конструкторы камер тоже не зря свой хлеб едят и постоянно радуют нас чем-то новеньким. Но помощь фотографу приходит новый формат, т.н. RAW, доступный теперь владельцам очень многих фотиков. Что же это за чудо и главное чем он может нам помочь?
Отчасти спасает ситуацию цифровая фототехника. Ошибаться, снимая на плёнку, было нельзя вообще; работая с цифровой камерой, очень легко просмотреть результат и оперативно ввести необходимые поправки. Но у любой медали есть и оборотная сторона удобные цифровые фотоаппараты и более требовательные к точности установки экспозиции. Недодержка обернётся при излишними шумами на изображении, пересвет просто "убьёт" все детали в светах, полностью лишив картинку полезной информации в засвеченных зонах.
Есть ли на свете фотографы, которые не ошибаются никогда? Вряд ли. Конечно, в уютной студии, где оборудование знакомо до последнего винтика, опробованы все световые схемы и никуда не нужно торопиться, можно не ошибаться вовсе. Но работа редко укладывается в границы студии или квартиры фотограф снимает о мероприятиях, праздники, занимается , в незнакомых местах попробуй-ка тут не ошибись.
Современная фототехника, увы, ещё весьма далека от совершенства. Конечно, в этом виде искусства (или ремесла, кому что ближе) всё определяет мастерство фотографа, которое заключается, в том числе, в чётком понимании возможностей своего рабочего инструмента. Но ошибки неизбежны, а расплачиваться за них приходится "загубленными" фотографиями, спасти которые порой очень непросто.
Дмитрий Песочинский, фото автора.
"Формат RAW. Новые возможности для фотографа "
Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф
Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф в Санкт-Петербурге
RAW формат - всё для фотографа
Комментариев нет:
Отправить комментарий